Урок окружающего мира 3 класс
Официальный портал администрации городского поселения "Город Амурск" www.amursk.ru

Муниципальное  бюджетное учреждение культуры

«Ботанический сад»

городского поселения «Город Амурск»

Амурского муниципального района, Хабаровского края

«Согласовано»

Начальник отдела культуры

Администрации городского поселения

«Город Амурск»

_______ Н.Н. Клюс

«____ » ___________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБУК

«Ботанический сад»

______ __С.Л. Жабская

Приказ № ___________

от «___»_________ 2016 г.

ПОДПРОГРАММА

Муниципальной программы

«Сохранение биологического разнообразия видов растений и обеспечение просвещения населения города Амурска»

для дополнительных внешкольных занятий

по окружающему миру для 3 класса

«Урок окружающего мира в Ботаническом саду»

программу подготовил экскурсовод

Киршова Надежда Валентиновна

2016- 2017  учебный год
Структура рабочей программы:

– пояснительная записка;

– содержание программы учебного курса;

– учебно-тематический план;

– календарно-тематическое планирование;

– требования к уровню подготовки обучающихся;

- перечень учебно-методических средств обучения.

Пояснительная записка

Данная дополнительная внешкольная программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).

Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009»

Примерная программа по окружающему миру для начального образования.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях в 2016-2017 учебном году.

Из федерального компонента на преподавание окружающего мира в 3 классе отводится 2 урока в неделю, всего 68часов. МБУК «Ботанический сад» представляет программу внешкольных дополнительных занятий,  разработанную на основе базисной школьной программы по Окружающему миру для третьего класса, это составляет 5 уроков по 40 минут. 

Программа «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду» несет в себе большой развивающий потенциал: имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие знания. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных навыков, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в этой программе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Цель программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду»:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком  личного опыта общения с людьми и природой;

-  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

- подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Задачи  программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду»:

-  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

Общеучебные умения и навыки:

Организация учебного труда

Правильно выполнять советы лектора по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать лектору в проведении программных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

Работа с источниками информации

Внимательно слушать чтение лектором или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение лектора, ответы товарищей. Учится находить нужную информацию самостоятельно.

Мыслительные умения

   Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании;

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой;

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом;

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх;

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Личностными результатами изучения программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду» являются:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование уважительного отношения к природе и окружающему миру;

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметными результатами изучения программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду» являются:

формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений окружающей среды.

Предметными результатами изучения программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду» являются:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний  о разных его сторонах и объектах;

анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы;

освоение доступных способов изучения природы и общества;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Все уроки проходят и предварительно обсуждаются с учителем. Возможна разработка дополнительных заданий и занятий. Хочется подчеркнуть, что занятия «Урок окружающего мира в Ботаническом саду» это лишь дополнение к основной школьной программе, не может вводится в принудительной или обязательной форме.  Концепт программы привить и поддержать интерес к школьника к предмету и к культуре, в общем. Детям намного интереснее получать и изучать материал в непринужденной обстановке, при помощи интерактивных ранятий.

Стоимость «Урока окружающего мира в Ботаническом саду» на 2016-2017гг.  - 70 руб. с человека, сопровождение до 2 человек бесплатно. Договоры по проведению данной услуги заключаются только для полного курса занятий (это обусловлено низкой стоимостью данной услуги и большим затратам ресурсов). Возможна запись по четвертям.

Для записи и консультаций звонить тел: 89141698664.

Учебно-тематический план

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Раздел «Как устроен мир»  (3 ч)

Природа. Ценность природы для людей.

Знакомство с разнообразием природы, учатся уста-навливать связи между живой и неживой природой.

— уметь действовать по плану: определения признаков разных объектов;

— сравнивать, различать и описывать объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека;

— рассказывать о связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.);

— отвечать на итоговые вопросы о роли природы в жизни людей.

Что такое экология?

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

- уметь осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, как взаимодействовать с окружающей средой;

- рассказывать о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы;

- отвечать на итоговые вопросы о роли экологии;

Природа в опасности!

Охрана природы.

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать положительные и отрицательные действия на окружающую среду;

— объяснять причины экологических катастроф;

—отвечать на вопросы о мерах по защите Окружающей среды.

Раздел «Эта удивительная природа» (2 ч)

Разнообразие растений

- понимать роль растений в природе и жизни человека;

- различать классифицировать растения;

- характеризовать группы растений;

- отвечать на тематические вопросы.

Солнце, растения и

мы с вами.

- понимать  сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

- различать роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- оценивать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

     

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

урока

Кол-во час Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся Планируемые результаты Вид конт-роля Дата по плану Дата факт.
Предметные

УУД

(универсальные учебные действия)

Личностные
Раздел «Как устроен мир»  (3 ч)
1 Природа. Ценность природы для людей 1 Обобщающий

Знакомство с разнообразием природы,

учатся устанавливать связи между живой и неживой природой

Повторить что такое окружающий мир Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы

Регулятивные УУД:

Уметь действовать по плану: определения признаков разных объектов.

Познавательные УУД:

Построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные УУД:

Слушать и учувствовать в обсуждении

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Теку-щий    
 
2 Что такое экология?

1

Комбини-рованный,

игровой

Более конкретное изучение экологии Иметь представ-ление о науке экологии, Называть экологические связи и их разнообразие

Регулятивные УУД:

Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой

Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, как взаимодействовать с окружающей средой

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы,  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Теку-щий    
 
3

Природа в опасности!

Охрана природы

1

Комбинированный,

Творчес-кое задание

Почему природа в опасности. Меры борьбы

Окружающая среда, заповедник, националь-ный парк

Нарисовать плакаты или агитки о бережном отношении к природе Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу

Регулятивные УУД:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу Коммуникативные УУД:

Работать в группах, ставить вопросы участникам группы.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничест-во со сверстниками Теку-щий    
Раздел «Эта удивительная природа» (2ч)
4 Разнообразие растений 1 Изучение нового Классифици-ровать растения, характеризо-вать группы растений Вспомнить какие растения знаешь Приводить примеры растений разных групп и видов

Регулятивные УУД:

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД:

Участвовать в работе по классификации растений

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Теку-щий    
 
5 Солнце, растения и мы с вами 1

Комбини-рованный

Работа по группам

Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений Как питаются растения Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

Регулятивные УУД:

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Сотрудничество с учителем и учащимися Теку-щий    
                                           

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу программы «Урок Окружающего мира в Ботаническом саду» во 2 классе обучающиеся должны:

Знать:

что человек часть природы и общества;

компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;

взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное  влияние людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;

Уметь

распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- установления связи между растительным и животным миром;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:

Основная:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник.  класс: в 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2014.

Примерная программа по окружающему миру для начального образования.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2014.

Дополнительная:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса: в 2 частях/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Егорова Е.Г., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок// Начальная школа, 2001.-№3.-С.33.

В.В.Петров. Растительный  мир  нашей  Родины: Кн. Для  учителя. – 2-е изд.,  доп. – М.: Просвещение, 1991. 207 с.: ил.

Дидактический материал:

Гербарий для начальной школы.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Коллекция «Растений Ботанического сада»

Коллекция «Рыб Ботанического сада»

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Оборудование и приборы:

1. Магнитная доска.

2. Большой ТV экран

3. Компьютер

5. Универсальное печатное оборудование Canon

6. Микроскоп.

8. Лупа.

9. Компас школьный

10. Перчатки садовые

Информационно-коммуникативные средства

  Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (CD)

botsad

Мы работаем:

Ежедневно

с 10.00 до 18.00

Перерыв

с 13.00 до 14.00.

Выходной:

понедельник, вторник.

OKUUK BS

Яндекс.Метрика

Copyright © 2018 Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Ботанический сад" Городского поселения "Город Амурск" Rights Reserved.