Нескучные каникулы

Проект по экологическому просвещению
детей школьного возраста
«Нескучные осенние каникулы
в Ботаническом саду»

Составитель: Скромова Е.А., экскурсовод МБУК «Ботанический сад
Участники проекта учащиеся школ г. Амурска (1- 5 кл)
Раздел программы дополнительного образования: окружающий мир
Тема проекта: «Нескучные осенние каникулы в Ботаническом саду»

Тип программы: краткосрочный ( 1 неделя – период осенних каникул)
Аннотация
Актуальность. В период осенних каникул для детей младшего школьного возраста и их родителей всегда встает дилемма, как организовать досуг для ребенка, чтобы это было полезно, весело и увлекательно?
Являясь мамой двух детей 10 и 7 лет, для меня также остро стоял данный вопрос занятости детей на каникулярный период. Являясь экскурсоводом Ботанического сада, а в прошлом работником системы образования, я пришла к выводу, что универсальным выходом может стать – интересное и продуктивное времяпрепровождение детей в Ботаническом саду, которое не только позволит детям узнать новое, завести знакомства, подружиться с ребятишками, но и плодотворно скажется на дальнейшем обучении детей в общеобразовательном учреждении. Поэтому был разработан краткосрочный проект «Нескучные каникулы в Ботаническом саду»
Практическая значимость заключается в том, что данный проект может быть реализован как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, педагогами – организаторами, специалистами (воспитателями) в детских домах и приютах.

Основная цель программы:

-формирование экологической культуры детей 6- 11 лет.

Задачи проекта:

— расширение кругозора по курсу окружающий мир
— формирование навыков работы с землей, растениями,
-воспитание ответственности за бережное отношение к природе, желания принимать посильное участие в ее охране и защите.

Результаты освоения программы

Участники проекта ориентируются в понятиях живая и неживая природа, устанавливают причинно-следственные связи, обладают знаниями о природе родного края, называют животных, птиц, рыб — делают выводы о способах питания, среде обитания и. д. Дети знакомятся с понятием экономия ресурсов, бережное отношение к главным богатствам природы (вода, воздух, почва), знакомятся с комнатными растениями, строением растений, учатся элементарным правилам ухода за комнатными растениями и бережному отношению ко всему живому.
План работы
на каникулярный период в рамках проекта
«Нескучные осенние каникулы в Ботаническом саду»

дата Тема мероприятия Ответственные
29.10 Необычная экскурсия «Лесные проказы» Экскурсовод
Скромова Е.А.

30.10 «Путешествие в тридевятое царство – экологическое государство» Экскурсовод
Скромова Е.А.

31.10 Осенняя мастерская «В гостях у тетушки кляксы» Экскурсовод
Скромова Е.А.

01.11 Экологическая игра — эко-лото «Твои соседи по планете» Экскурсовод
Скромова Е.А.

02.11 Мастер-класс «Калейдоскоп комнатных растений» Экскурсовод
Скромова Е.А.

Отчет о реализации
проекта
«Нескучные осенние каникулы в Ботаническом саду»

В период осенних каникул с 29 октября по 02 ноября на базе Ботанического сада был реализован проект экологической направленности «Нескучные осенние каникулы в Ботаническом саду».
Целью данного проекта было проведения ряда мероприятий, направленных на воспитание экологической культуры для неорганизованных детей в каникулярный период.
Первый день собрал ребят на необычной экскурсии «Лесные проказы». Тайный гость Ботанического сада растерял угощения – грибы и орехи. Дети искали пропавшие угощения, закрепляли названия съедобных и несъедобных грибов, рассуждали, кто мог быть этим гостем. Затем в оранжерее был найден конверт с заданием «С какого дерева листок», ребята давали ответы, а также пробовали отыскать похожие листья в оранжерее, к сожалению – лишь одно растение так или иначе было похоже на клен – это абутилон или как называют данное растение в обиходе – комнатный клен. Вместе с экскурсоводом – Еленой Скромовой дети разбирались, где произрастают те или иные растения, какие условия для этого нужны. В подводном мире ребят ждал рассказ об обитателях аквариумов и задание на эрудицию, ведь пришлось составлять слова из слова, что давалось детям нелегко. В конце экскурсии детям раздали специальные задания, которые послужили пропусками на следующий день – филворд «Грибы», «Деревья», а также ребята должны были узнать и написать – что такое экология.
Второй день прошел тоже весьма необычно — для ребят состоялось «Путешествие в тридевятое царство — экологическое государство». Для начала ребятам предлагалось посмотреть видеоролик о нашей планете, и обсудить, почему она в опасности. Затем каждый прочитал сообщение – что такое экология. А потом перед ребятами стаяла задача – пройти по станциям и справиться с разными заданиями. Станция родниковая, загадочная, логическая — вызвали у ребят затруднения, зато станции – воздушную, «Жалобная книга природы» — ребята прошли на ура. Во время прохождения заданий дети обсуждали разные экологические проблемы и пути их предотвращения.
Третий день — «Мастерская тетушки Кляксы» — собрал ребят в визит-центре Ботанического сада. Для начала дети просмотрели видео «супер-капля», затем снова обсудили, как нужно беречь — главнейшее природное богатство – пресную воду. А затем изготовили аппликацию «Капля в ладошке», которая символизировала то, что каждый житель нашей планеты должен беречь воду. Следующим этапом была беседа об осени, вспомнили признаки осени, приметы, поговорки и пословицы и выполнили еще одну аппликацию «Дождливая осень».
Четвертый день – для ребят прошла экологическая игра «Твои соседи по планете», которая состояла из 3 этапов: 1. Видео – игра «Кто же это», 2 – эко-лото «Твои соседи по планете», 3- Поле чудес «Животные». Девчонки и мальчишки проявляли эрудицию, знания по окружающему миру, узнавали интересные факты о животных, а в конце каждый из ребят получил — грамоту участника.
Пятый день был очень насыщенным – ведь для участников проекта прошли 2 мастер класса «Калейдоскоп комнатных растений», ведь зеленые друзья – растения дарят людям не только красоту, дивный аромат и украшают наши жилища, они еще и прекрасно очищают наш дом. На первом этапе нужно было отыскать заданное растение в оранжерее Ботанического сада. Затем каждый из детей посадил комнатное растение (предлагалось на выбор: традесканция — 2 вида, колеус и каланхоэ), экскурсовод рассказала интересные факты о растениях, способы ухода за ними, и дети отправились на мастер-класс по изготовлению магнита из фоамирана «Цветок», который провела амурская рукодельница Олеся Худяшова.
В течение всей недели у ребят горели глаза от того, сколько интересного вокруг, счастливые они отправились с подарками домой и конечно же ждали когда уже начнется школа, чтобы рассказать друзьям как они провели «Нескучные осенние каникулы в Ботаническом саду»